Войти или зарегистрироваться
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
Воронежский государственный лесотехнический университет им. Г.Ф.Морозова (Бывш. ВГЛТА)

Интернет публикация

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПАССАЖИРСКОМ АВТОТРАНСПОРТНОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Безрукова Т.Л., Еркнапешян А.Ж., Печерская О.А.
Воронежская государственная лесотехническая академия

Оценка эффективности системы управления на автотранспортном предприятии должна быть основана на стратегическом подходе. Данный факт обусловлен следующими обстоятельствами. В развитых странах мира стратегический подход к управлению развитием бизнеса приобрел огромное значение и стал определяющим в системе менеджмента уже к 70-м годам прошлого века[1]. В современной России стратегическим планированием как инструментом повышения эффективности системой управления отдельным предприятием пользуются лишь в основном крупнейшие компании, испытывающие глобальную конкуренцию. Поскольку для многих автотранспортных предприятий рыночные границы достаточно узки и не пересекаются с более эффективно работающими иностранными компаниями, фактор стратегического планирования просто не учитывается как инструмент повышения эффективности бизнеса.

Использование стратегического подхода в управлении сказывается на функционировании каждого отдельного функционального подразделения автотранспортного предприятия. Как отмечает Е.А. Стёпочкина[2], одной из фундаментальных характеристик стратегии является иерархичность охвата управленческой структуры стратегическим управлением. Стратегия пронизывает всю структуру автотранспортного предприятия, но в разной мере. Предприятие воспринимает сигналы и реагирует на них не как отдельный человек, а как структура. Так, высшее руководство менее озабочено текущими операциями, отвечает за конечный результат деятельности организации в целом, больше рискует, имеет больше информации и возможностей. Таким образом, по положению в организационной структуре высшее руководство максимально воспринимает все, что связано со стратегией. Руководители высшего звена в большей мере связывают свои личные цели с целями автотранспортного предприятия. Они используют рычаги корпоративной культуры для привлечения работников к разработке и реализации стратегии. Среднее управленческое звено охвачено стратегической деятельностью в пределах своих полномочий и функций. Деятельность линейных руководителей в большей мере носит текущий характер, они отвечают за ближайшие результаты и находятся под воздействием коротких сильных сигналов. Им сложнее учитывать в практической деятельности стратегические задачи, то есть почувствовать, что здесь или там в настоящий момент вносится тот или иной вклад в решение долгосрочной цели.

Таким образом, традиционный функциональный подход к управлению часто не позволяет обеспечить должное взаимодействие и координацию усилий отдельных функциональных подразделений автотранспортного предприятия для достижения цели повышения эффективности системы управления в целом.

Вариантом решения данной проблемы становится процессно-ориентированный подход, обеспечивающий взаимосвязь целевой ориентации работы отдельных структурных подразделений автотранспортного предприятия, основанную на оценке соответствия результатов деятельности предприятия действиям менеджмента, вследствие чего полученный показатель можно будет назвать критерием экономической эффективности управления.

В наиболее общем виде эффективность системы управления представляет собой отношение эффекта, полученного в результате ее совершенствования, к производственным затратам. Поэтому главной задачей экономического анализа на предприятиях является выявление эффекта, который должен определяться, прежде всего, тем, в какой степени система управления производством способствует достижению главных целей предприятия:

Kэффективности=SЭффект / SЗатраты                                                             (1)

 

Безрукова Т.Л.[3] предлагает критерии, которыми должна обладать эффективная система управления автотранспортным предприятием: ориентация на стратегию управления; оценки профессионального развития компании; стимулирование труда персонала; согласованность действий, т.е. связанная координация вышеуказанных функций; отработанные и надежные модели и процедуры работы; гибкая смена стратегии и задач компании; активное участие в системе управления рядового менеджмента.

Эффективная организационная структура, кроме того, дает возможность как согласованного взаимодействия всех отделов, служб и должностных лиц в соответствии с принятыми планами, так и возможность самореализации всех работников, которые обеспечивают развитие, прогресс организации.

Требования (характеристики) формирования эффективных систем управления на автотранспортных предприятиях сводятся к следующему:  сокращение размеров подразделений и укомплектование их более квалифицированным персоналом; уменьшение числа уровней управления; групповая организация труда как основа новой системы управления; ориентация текущей работы, в том числе графиков и процедур, на запросы потребителей; создание условий для гибкого реагирования на запросы потребителей автотранспортных услуг; минимизация запасов; быстрая реакция на изменения; гибко изменяемый график и объемы оказываемых автотранспортных услуг; высокая производительность и низкие затраты; безупречное качество услуг и ориентация на прочные связи с потребителем.

Однако итоговые показатели эффективности формируются на уровне отдельных бизнес-процессов, в том числе при повышении эффективности управления финансовыми потоками автотранспортных предприятий. Анализ стратегической модели финансовых потоков позволяет выявить проблемные  места в финансово-кредитном обеспечении предприятия. Так в рассмотренном нами примере в период с 1-го по 3-й прогнозный год ожидается финансовый дефицит. Требование финансовой стратегии говорит о том, что модель должна быть сбалансирована по критерию бездефицитности, то есть прогнозируемый дефицит должен быть устранен любым из доступных нам способов.

Развитие предпринимательства в России на протяжении последних нескольких лет происходило нарастающими темпами. Однако господствующие в мировой экономике негативные настроения и потребительские ожидания находили свое отражение и в современном развитии предпринимательской среды российского рынка. Снижение общего спроса на значительное число товаров и услуг, низкая определенность экономической среды и отсутствие определенных гарантий в сочетании с финансовыми проблемами породили определенный дисбаланс в предпринимательской среде России.

В условиях кардинального реформирования системы хозяйствования необходимо совершенствование системы управления автотранспортными предприятиями в целях повышения эффективности управления в условиях рыночной нестабильности и экономического кризиса,  а также их соответствия следующим критериям (рис. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1 - Общие критерии оценки системы управления автотранспортными предприятиями

Источник: составлено автором

 

Исследования, посвященные изучению проблемы управления предпринимательским риском предприятий, показывают, что неэффективное управление является самой весомой причиной низкой эффективности хозяйственной деятельности многих современных российских предприятий.[4]

Процесс определения эффективности от внедрения экономического механизма совершенствования системы управления проведен на примере  МУП МТК «Воронежпассажиртранс». В целях поиска инструмента повышения эффективности экономического механизма совершенствования системы управления на МУП МТК «Воронежпассажиртранс» по показателю «ПП» выведем зависимость двух показателей друг от друга. При увеличении объемов перевозок пассажиров среднегодовая численность увеличится. Чтобы повысить среднегодовую численность работников, нужно повысить качество обслуживания в организации посредством увеличения объема парка автомобилей, количества новых автомобилей, количества опытных водителей, повышения качества ремонтных работ, что достигается за счет привлечения дополнительного финансирования.

В результате определения  источников финансирования  мы получаем сбалансированную модель финансово-кредитного обеспечения деятельности предприятия  (рис. 2), которая  может  быть  использована в качестве основного ориентира при формировании годовых бюджетов.

Рисунок 2 - Сбалансированная модель финансово-кредитного обеспечения деятельности МУП МТК «Воронежпассажиртранс»

Источник: составлено автором

 

Использование данной модели позволяет повысить финансовую устойчивость автотранспортного предприятия за счет более эффективного управления финансовыми бизнес-процессами на нем, что повлечет за собой повышение качества обслуживания в организации и повышение социально-экономических показателей региона. Если оценивать общую эффективность экономического механизма совершенствования системы управления на МУП МТК «Воронежпассажиртранс», то можно оценить ее как высокую, так как больше 50% показателей увеличились в процессе развития предприятия.

 

Список использованной литературы.

1. Ясулов К.Г. Современные концепции организации стратегического управления / К.Г. Ясулов // Мат. 1 Всеросс. интернет-конф. «Современная российская экономика: проблемы и перспективы развития». – Режим доступа: http: // economyar. narod. ru/jasulov.pdf)

2. Стёпочкина, Е.А. Теоретические подходы в исследовании экономических организаций / Е.А. Стёпочкина // Вестник ВолГУ. - Серия 3: Экономика. Экология - Вып. 4, - 1999. – С. 39-42.

3. Безрукова Т.Л.  Развитие систем управления на транспорте: методические основы, зарубежная и российская практика/ Т.Л. Безрукова, А.Ж. Еркнапешян, О.А. Печерская. М.: ИТД «Кнорус» – 2011. – 178 с.



[1] Ясулов К.Г. Современные концепции организации стратегического управления / К.Г. Ясулов // Мат. 1 Всеросс. интернет-конф. «Современная российская экономика: проблемы и перспективы развития». – Режим доступа: http: // economyar. narod. ru/jasulov.pdf)

[2] Стёпочкина, Е.А. Теоретические подходы в исследовании экономических организаций / Е.А. Стёпочкина // Вестник ВолГУ. - Серия 3: Экономика. Экология - Вып. 4, - 1999. – С. 39-42.

[3] Безрукова Т.Л.  Развитие систем управления на транспорте: методические основы, зарубежная и российская практика/ Т.Л. Безрукова, А.Ж. Еркнапешян, О.А. Печерская. М.: ИТД «Кнорус» – 2011. – 178 с.

[4] Яркина, Н.Н. совершенствование организационной структуры системы управления предприятиями океанического рыболовства / Н.Н. Яркина // Экономические науки. – 2007. – № 4. – с. 64.

banner3.gif         ulrichsweb.gif     banner-413.gif     earth73.gif   logo_ltzh.png